ТЕОДОРА КРАРУП
1860 - 1941
ПОРТРЕТ РАСПУТИНА 1916
ХОЛСТ, МАСЛО
99.38 Х 69.38
ТЕОДОРА КРАРУП БЫЛА ВХОЖА ВО ДВОРЕЦ И ИМЕЛА ДОСТУП К ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬЕ РОМАНОВЫХ В РОССИИ. ОНА НАПИСАЛА МНОГО ПОРТРЕТОВ ПО ЗАКАЗАМ, БОЛЬШИНСТВО ИЗ КОТОРЫХ БЫЛИ ПОТЕРЯНЫ ВО ВРЕМЯ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ ХУДОЖНИЦА ОСТАЛАСЬ В РОССИИ, ГДЕ ПРОДОЛЖАЛА ПИСАТЬ КАРТИНЫ И ПРЕПОДАВАТЬ. В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ОНА ПОКИНУЛА РОССИЮ В 1938 ГОДУ, КОГДА СТОЛКНУЛАСЬ С ВОПРОСОМ О ПРИНЯТИИ СОВЕТСКОГО ГРАЖДАНСТВА. ОНА РЕШИЛА УНИЧТОЖИТЬ СВОИ КАРТИНЫ И ВЕРНУТЬСЯ В РОДНУЮ ДАНИЮ, ЧТОБЫ ЧАСТИЧНО ВОССТАНОВИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ РОМАНОВЫХ, А ТАКЖЕ РАСПУТИНА, ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО ОНА ЗНАЛА СО ВРЕМЁН СВОЕГО ПРЕБЫВАНИЯ ВО ДВОРЦЕ. К СЧАСТЬЮ ДЛЯ ИСТОРИИ, НЕСКОЛЬКО ПОРТРЕТОВ ЕЁ РАБОТЫ СОХРАНИЛСЬ ДО НАШИХ ДНЕЙ.
ТЕОДОРА КРАРУП РОДИЛАСЬ В ДАНИИ В 1860 ГОДУ И УЖЕ К 1885 ГОДУ ОНА ПРОШЛА ПОЛНУЮ ПОДГОТОВКУ, НЕОБХОДИМУЮ, ЧТОБЫ СТАТЬ ХУДОЖНИКОМ-ПОРТРЕТИСТОМ И СКУЛЬПТОРОМ. В 1888 ГОДУ ОНА ЕДЕТ В БЕРЛИН, ГДЕ ПРОДОЛЖАЕТ ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЖИВОПИСИ, А В 1890 ГОДУ ПОСТУПАЕТ В АКАДЕМИЮ ДЖУЛИАНА В ПАРИЖЕ. СЛЕДУЯ СВОЕМУ ЖЕЛАНИЮ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ, ОНА В 1896 ГОДУ ПРИБЫВАЕТ В РОССИЮ, ГДЕ ЗНАКОМИТСЯ С МАРИЕЙ ФЕДОРОВНОЙ, ВДОВОЙ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III И МАТЕРЬЮ ЦАРСТВУЮЩЕГО ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II, КОТОРАЯ БЫЛА РОДОМ ИЗ ДАНИИ - РОДНОЙ СТРАНЫ ТЕОДОРЫ КРАРУП. МАРИЯ ФЁДОРОВНА ТУТ ЖЕ ЗАКАЗЫВАЕТ ТЕОДОРЕ ПОРТРЕТ СВОЕГО ПОКОЙНОГО МУЖА. ЭТА ВСТРЕЧА ПРОЛОЖИЛА ХУДОЖНИЦА ПУТЬ КО ДВОРУ, ГДЕ ОНА ПИСАЛА ПОРТРЕТЫ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ РОМАНОВЫХ ВПЛОТЬ ДО ИХ КОНЧИНЫ В 1918 ГОДУ ОТ РУК БОЛЬШЕВИКОВ.
ОСОБЕННО КРАРУП ПОЛЮБИЛА СТОЛЬ ОКЛЕВЕТАННОГО ИСТОРИЕЙ ГРИГОРИЯ ЕФИМОВИЧА РАСПУТИНА. СВЯТОЙ ЧЕЛОВЕК ПРОСТОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИЗ СИБИРИ, РАСПУТИН ОБЛАДАЛ СПОСОБНОСТЬЮ ОСТАНОВЛИВАТЬ СМЕРТОНОСНЫЕ ПРИСТУПЫ КРОВОТЕЧЕНИЯ У ЦЕСАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ, ВЫЗВАННЫЕ ЕГО ГЕМОФИЛИЕЙ, И ТЕМ САМЫМ ЗАВОЕВАЛ ДОВЕРИЕ И ЛЮБОВЬ У ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ. КРАРУП СТАЛА ОДНИМ ИЗ МНОГОЧИСЛЕННЫХ СВИДЕТЕЛЕЙ ИСЦЕЛЕНИЙ, НАСТУПАВШИХ БЛАГОДАРЯ РАСПУТИНУ. НО В ТО ВРЕМЯ КАК ИМПЕРАТРИЦА СЧИТАЕТ РАСПУТИНА СВЯТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, ПОСЛАННЫМ ИМ БОГОМ, ЕГО МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ВРАГИ ПРИ ДВОРЕ, НЕДОВОЛЬНЫЕ ЦАРСКИМИ УКАЗАМИ, ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ ИЗ НЕГО КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ. ПОПЫТКИ РАСПУТИНА РАСПРОСТРАНИТЬ СВОЁ ВЛИЯНИЕ НА ВСЮ ИМПЕРАТОРСКУЮ СЕМЬЮ ПОЛУЧАЮТ ОТПОР, ХОТЯ И ПРИЗНАЁТСЯ ЕГО ЗАСЛУГА В СПАСЕНИИ ЖИЗНИ ФРЕЙЛИНЫ АННЫ ВЫРУБОВОЙ, КОТОРАЯ ПОЛУЧИЛА СЕРЬЕЗНЫЕ ТРАВМЫ ПРИ АВАРИИ ПОЕЗДА.
В "ПОРТРЕТЕ РАСПУТИНА", НАПИСАННОМ В ГОД ЕГО СМЕРТИ (1916), КРАРУП ИЗОБРАЖАЕТ ЕГО КАК ВЫЗЫВАЮЩЕГО РАСПОЛОЖЕНИЕ, С ЛЁГКОЙ УЛЫБКОЙ НА ЛИЦЕ, С ПРИЯТНЫМИ ГЛАЗАМИ, ОБЛАЧЁННОГО В БЕЛУЮ РУБАХУ ЧЕЛОВЕКА, В ПРОТИВОВЕС ФОТОГРАФИЯМ СОВРЕМЕННИКОВ, ГДЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ СТАРЕЦ ПРЕДСТАЁТ С МРАЧНЫМ, БЕСПОКОЙНЫМ ЛИЦОМ И В ТЁМНОЙ ОДЕЖДЕ. В ТО ВРЕМЯ КАК ФОТОГРАФИИ ПОКАЗЫВАЮТ РАСПУТИНА С ПОЧТИ ВОИНСТВЕННО ПОДНЯТЫМИ РУКАМИ, КРАРУП АКЦЕНТИРУЕТ ВНИМАНИЕ НА РУКАХ СПОКОЙНО СЛОЖЕННЫХ НА КОЛЕНЯХ.
ОСНОВЫВАЯСЬ НА ДАТЕ НАПИСАНИЯ ЭТОЙ КАРТИНЫ, МОЖНО ПРИЙТИ К ВЫВОДУ, ЧТО КРАРУП, ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, НАПИСАЛА ПОСЛЕДНИЙ ПРИЖИЗНЕННЫЙ ПОРТРЕТ СТАРЦА. В ДЕКАБРЕ ТОГО ЖЕ ГОДА ЗАГОВОР ВО ГЛАВЕ С КНЯЗЕМ ФЕЛИКСОМ ЮСУПОВЫМ ПОЛОЖИЛ КОНЕЦ ЖИЗНИ РАСПУТИНА, ЕГО ТЕЛО ТАК И НЕ БЫЛО НАЙДЕНО В ЛЕДЯНОЙ НЕВЕ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЕГО СМЕРТИ ВЫЗЫВАЛИ СПОРЫ У НЕСКОЛЬКИХ ПОКОЛЕНИЙ, НО НЕТ НИКАКИХ СОМНЕНИЙ В ТОМ, ЧТО ЕГО ЧРЕЗМЕРНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ИМПЕРАТОРСКУЮ СЕМЬЮ И ПОСЛУЖИЛО ПРИЧИНОЙ ЕГО СМЕРТИ.
ТЕОДОРА КРАРУП ВЫЖИЛА В РЕВОЛЮЦИЮ И ДАЖЕ ВЫСТАВЛЯЛА НЕКОТОРЫЕ СВОИ РАБОТЫ НА ПЕРВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕСПЛАТНОЙ ВЫСТАВКЕ В 1919 ГОДУ. ОНА ВЕЛА ТИХУЮ ЖИЗНЬ И СМОГЛА ПРЕПОДАВАТЬ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСАХ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В ТЕЧЕНИЕ 13 ЛЕТ ДО 1934 ГОДА. НО В 1938 ГОДУ ЕЙ ПРИШЛОСЬ РЕШАТЬ ВОПРОС: ИЛИ ПРИНЯТЬ СОВЕТСКОЕ ГРАЖДАНСТВО, ИЛИ ПОКИНУТЬ СТАЛИНСКУЮ РОССИЮ. ОНА УЕХАЛА В СВОЮ РОДНУЮ ДАНИЮ, ЗАХВАТИВ С СОБОЙ ЛИШЬ НЕСКОЛЬКО КАРТИН И УНИЧТОЖИВ ОСТАЛЬНЫЕ. ОНА ТАКЖЕ ВЗЯЛА ОБЕЩАНИЕ С СЕМЬИ РАСПУТИНА РАССКАЗАТЬ МИРУ О ДРУГОМ РАСПУТИНЕ, СВЯТОМ ЧЕЛОВЕКЕ, ПРИНОСИВШЕМ УТЕШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬЕ. ТЕОДОРА КРАРУП УМЕРЛА ВСЕГО ЛИШЬ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ СПУСТЯ ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА, В 1941 ГОДУ, ПРОВЕДЯ ОСТАВШИЕСЯ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ ГОДЫ В РАЗМЫШЛЕНИЯХ О СВОЕМ ОБЩЕНИИ С РОМАНОВЫМИ И РАСПУТИНЫМ.
ПОРТРЕТ РАСПУТИНА ЯВЛЯЕТСЯ РЕДКИМ ПРИМЕРОМ РАБОТЫ СДЕЛАННОЙ С НАТУРЫ, ХУДОЖНИЦЕЙ, ХОРОШО ЕГО ЗНАВШЕЙ, ЖЕНЩИНОЙ ОГРОМНОГО ТАЛАНТА, ЦЕНИМОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬЁЙ.
ОЦЕНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ: 200- 300 ТЫС. ДОЛЛАРОВ
СМ.: УИЛЬЯМ ХЕЙСТ В "БЕРЛИНГСКЕ ТИДЕНДЕ", АПРЕЛЬ 1941 ГОДА И В "42 ГОДА В ЦАРСКОЙ И СОВЕТСКОЙ РОССИИ" 1941 ГОД. Estimate: $200,000 - $300,000.
Condition Report*: